Выбор ПО для построения КИС

В этой небольшой статье постараемся осветить всю информацию, касающуюся построения корпоративной информационной системы в компании, а также указать варианты ее развития.

После того, как решение о реорганизации бизнес-процессов на предприятии принято, немаловажным этапом является выбор программного обеспечения, которое будет призвано обслуживать и автоматизировать бизнес на предприятии. Многие компании используют следующий, в принципе вполне возможный вариант - они утверждают: "Мы имеем в штате программиста, и он может запрограммировать все от самого начала, до самого конца на базовом языке C++ или Delphi". Конечно, такой подход имеет право на существование, поскольку найти сейчас дешевого программиста еще не составляет труда, но, по мнению специалистов, он представляется бесперспективным, хотя бы по двум причинам:

  • Во-первых, на "пристойное" стандартное программное обеспечение, существующее на рынке, затрачены многие человеко-годы, причем не только на написание самих программ, но и на их отладку.
  • Во-вторых, программист может в любой момент уволиться и унести с собой все "Know-how", и систему в подобных случаях зачастую приходится переписывать практически "с нуля", в то время как с приличным поставщиком ПО вы связаны определенным договором.

Более того, как показывает практика, основные недочеты "самопальных" систем выясняются порой уже на этапах их эксплуатации и ведут к разрушительным последствиям, поскольку исправление ошибок требует больших капитало и трудовложений, а самое печальное, оказывается необходимым останавливать систему на неопределенный срок, что влечет за собой фактическое затормаживание бизнеса в ряде на правлений, которые непосредственно контролировались с помощью системы, таких, на пример, как отгрузки или бухгалтерия.

Одной из подобных проблем, возникших в последнее время является наступление нового тысячелетия, в связи с чем на большом количестве предприятий, на которых установлены автоматизированные системы, неподдерживающие четырехзначное летоисчисление, возникла необходимость в корне переписывать систему, или немедленно переходить к новой.

При выборе поставщика программного обеспечения, немаловажным фактором является его финансовая стабильность, потому как финансово нестабильный поставщик программно-прикладной составляющей КИС гораздо хуже, чем финансово нестабильный клиент. Последний омертвляет лишь оборотные средства, а первый, уйдя с рынка, омертвит капиталовложение, потому как исчезнет возможность модернизировать систему, и, в случае сбоя, ею придется заниматься незнакомым с ней специалистам.

Таким образом, можно сформировать ряд критериев, которыми следует руководствоваться при подборе системы ПО:

    Первые два - почти тавтологичны:
  • Система должна быть именно системой, т.е. изменение в одной ее части (скажем, изменения запасов на складе) должны автоматически изменить показатели в других ее раздела (скажем, в бухгалтерских проводках); это свойство системы принято называть интегрируемостью.
  • Процедуры в автоматизированных системах управления предприятием должны быть действительно автоматизированы. Дело в том, что случается, что после внедрения системы, количество процедур не уменьшается, просто раньше они выполнялись, к примеру, на бумаге, а сейчас делается все то же самое, но на компьютере.
  • Система должна обеспечивать реализацию бизнес-процессов и процедур, которые существуют либо должны существовать (оптимальны для конкретного предприятия)
  • Система должна давать руководителю возможность получать оперативную информацию в объеме, достаточном для принятия оперативных решений.
  • Система должна быть легка в обучении и использовании (дружественна), чтобы рядовой сотрудник мог научиться выполнять свои обязанности при ее помощи за максимально короткое время.
  • В системе должна быть заложена возможность без помощи программиста редактировать все необходимые отчеты и документы, менять их форму и создавать собственные форматы.
  • В системе должны быть заложены процедуры контроля, сводящие ошибки к минимуму.
  • Система должна давать возможность отследить, кто и когда внес изменения в том или ином файле и как ая запись была до этих изменений.
  • В системах среднего уровня и выше, должны присутствовать надежные программы защиты данных и функции распределения прав доступа.

Системы ПО на российском рынке бывают трех уровней. На первом уровне располагаются простые системы для малого и сверхмалого бизнеса, по цене от 100 до 10000 долларов. В этом сегменте доминируют российские продукты. Их очень много, в основном это программы, предназначенные для простых бухгалтерских функций. Они имеют ограничения по количеству операций, по возможности наращивания дополнительных мощностей, по защищенности данных и другим параметрам, но зато просты в использовании и дешевы.

Второй уровень составляют системы по цене 10-150 тыс. долларов и с сопоставимыми затратами на внедрение. Большинство из них - действительно интегрированные системы, поскольку дают возможность вести одновременно и управленческий и финансовый учет. Они не так похожи друг на друга, как системы первого уровня. Например, в одной из них может присутствовать модуль, разработанный специально для металлургического завода, в другой - нет, но зато могут присутствовать другие важные частности. И поэтом у здесь уже не столь важен сам продукт, как то, как он внедряется, и, следовательно, на предприятии должны присутствовать квалифицированные специалисты, хорошо знающие как и бизнес компании, так и специфику ПО. В этом сегменте больше продуктов западных, нежели отечественных. Выбирая западный продукт, первым делом стоит обращать внимание на то, как он привязан к российским реалиям: к законодательству, инфляции и т.п. Здесь стоит заметить, что европейские системы лучше отвечают этим требованиям, нежели американские, так как они были изначально замешены на присущем всему в Европе многообразию, в том числе и в стандартах учета, и поэтом у более гибки.

В российских системах редко встречаются такие качества, как многовалютность, соответствующая мировым стандартам, и многоязычность, что может стать препятствием при работе с иностранными партнерами, инвесторами или клиентами.

Системы третьего уровня - это масштабные информационные системы управления предприятием в целом по цене от 150 тыс. долларов и выше (все зависит от числа пользователей, от удаленности доступа, уровня базы данных и т.д.). В мире таких систем наберется не более десятка, в России систем такого уровня пока не создано вообще. Эти системы функционально различны: в одной может быть очень хорошо развит производственный модуль, в другой - финансовый. Одна больше подходит к нефтегазовому производству, другая к автомобилестроению. Сравнительный анализ систем такого уровня может вылиться в грандиозную работу, а для осуществления проекта внедрения, нужна целая команда из финансовых, управленческих и технических экспертов, имеющая достаточный опыт.

После того, как решение о выборе ПО, на базе которого будет построена КИС, принято, необходимо принять решение об аппаратной платформе. Аппаратную платформуследует выбирать, проанализировав и определив перспективы развития предприятия, принимая во внимание масштаб выбранного ПО и то, планируется ли его наращивание в будущем, а также всевозможные количественные и качественные параметры, такие как количество автоматизированных рабочих мест, их функции, объемы информации, на правленность ее потоков. Масштабы и мощность системы определяют уровень технического решения.

А к уровню и конкретному наполнению корпоративной информационной системы уже могут быть применены стоимостные мерки. И следовательно, сущности, стоящие за малопонятными, но такими красивыми технологическими мерками, попадают под юрисдикцию закона по экономической целесообразности, в соответствии с которым приходится искать оптимальное решение, пройдя по острию ножа между неразумной с экономической точки зрения избыточностью и потерей капиталовложений в программно-техническую платформу.

Геннадий Верников

Истории успеха

История успеха

Клиенты о решениях



Rambler's Top100 Яндекс.Метрика