Основные принципы реализации проекта по внедрению КИС

Основные принципы реализации проекта по внедрению КИС

1. Эффективность внедрения должна оцениваться отдачей от инвестиций "возвратомстоимости вложений". При этом, в общем случае учитываются следующие показатели:

- общая стоимость владения total cost of ownership, TCO ,включающая ПО, аппаратные средства, стоимость внешнего обслуживания и расходовна зарплату;

- время внедрения time to implement, TTI, помимо которогонадо учитывать и время, которое потребовалось, чтобы окупить внедрение (общеевремя называется time to benefit, TTB);

- возврат инвестиций return on investment, ROI);

- общая сумма затрат предприятия на внедрение КИС net present value, NPV, в которую входят стоимости ПО, аппаратных средств, услуг, зарплаты, расходов после внедрения и отдачи от инвестиций.

2. В ходе внедрения необходимо строго придерживаться утвержденных плана и графика, игнорируя возможность добавления в систему новых необязательных требований и возможностей, иначе реализация проекта внедрения корпоративных информационных систем затянется до бесконечности (в этом случае уже вряд ли можно говорить об адекватной оценке эффективности внедрения КИС).

3. Бизнес-процессы предприятия-заказчика должны быть скрупулезно описаны и проанализированы перед внедрением, а не в процессе выполнения проекта.

4. Внедрение должно выполняться помодульно и начинаться с модулей, которые способны достаточно быстро принести реальную отдачу.

5. В процессе обследования предприятия должна быть внимательно проанализирована существующая программно-аппаратная платформа (в том числе, уже имеющееся, пусть и устаревшее, ПО материального и финансового учета) и определены пути ее интеграции (если это необходимо) с внедряемой корпоративной информационной системой (неследует забывать и про перенос и конвертацию во внедряемую КИС важных данных).

6. Успешное внедрение корпоративной информационной системы возможно только при тесной обратной связи с заказчикоми полной (реальной) поддержке группы внедрения руководством предприятия.

    При этом успех внедрения зависит от следующих факторов:
  • характеристик самой КИС;
  • опыта и квалификации внедренцев;
  • обстановки на предприятии-заказчике (готовности к внедрению, финансовом положении и т. д.).

    Организация выполнения проекта внедрения КИС

    Организация выполнения проекта внедрения корпоративной информационной системы

    Для эффективного управления проектом внедрения корпоративной информационной системы необходимо четко определить последовательность действий по его выполнению, имеющих конкретные цели, ограниченных во времени и допускающих независимые процедуры верификации. Организационная составляющая имеет очень важное значение при реализации проектавнедрения КИС. Перед выполнением проекта обязательно должнабыть сформирована группа управления.

      В ее полномочия должны входить:
    • принятие решений по утверждению корпоративных стандартов и их корректировки;
    • принятие оперативных решений в ходе выполнения работ;
    • оценка деятельности работы сотрудников, входящих в группу внедрения, и принятие (при необходимости) управленческих решений по отношению к ним (поощрение и наказание).

    Следует особо подчеркнуть, что решения в ходе выполнения проекта внедрения корпоративной информационной системы должны приниматься оперативно, т. к. ожидание долгих согласований способно значительно затянуть проект (или совершенно разрушить его). Для оперативной реализации проекта должна быть сформирована так называемая группа внедрения, которая будет непосредственно заниматься процессом внедрения в целом, готовить вопросы на утверждение группы управления, взаимодействовать с поставщиком КИС и внешними консультантами. Кроме сотрудников отдела АСУП в эту группу должны войти (временно) сотрудники основных функциональных подразделений, подвергнутых автоматизации. Специалисты предприятия, входящие в группу внедрения, обязательно должны пройти обучение. После обучения внедренческая группа разрабатывает детальный план проекта внедрения, в который включены такие вопросы, как обязанности участников проекта, сроки начала и окончания работ, а также другие, вытекающие из них, параллельно решаемые задачи (эта работа проводится совместно группой внедрения и внешними консультантами). Кроме того, в рамках отдела АСУП должнабыть создана группа поддержки проекта, задачей которой является поддержка функционирования корпоративных информационных систем (как программного продукта) как на этапе внедрения, так и в процессе ее последующей эксплуатации. В каждом подразделении должны быть выделены и подготовлены квалифицированные пользователи, обеспечивающие поддержку эксплуатации функциональных модулей КИС.

    Основные этапы проекта внедрения КИС

    Проект по внедрению КИС можно разделить на следующие основные этапы:

    Этапы внедрения корпоративных информационных систем

    1. Предпроектное обследование. В ходе обследования выявляются основные информационные потоки на предприятии и формируется (сверяется) база основной нормативно-справочной документации. Главным требованием в данном случае является наличие всех необходимых для функционирования корпоративных информационных систем справочников и классификаторов (единого классификатора продукции, товаров и материалов; плана счетов и аналитических признаков бухгалтерского учета; справочников дебиторов и кредиторов, справочника основных хозяйственных операций, стандартов учета движения материальных и денежных ценностей и т.д.) и соответствие принципових организации требованиям системы. В ходе выполнения этапа обязательно должныбыть созданы или проанализированы на полноту корпоративные стандарты учетаи отчетности (эту задачу может выполнить только хорошо обученный персонал иливнешние консультанты). На данном этапе производится диагностирование проблем, которые могут возникнуть при внедрении (на пример, выявление отсутствующих первичных документов, справочников, нормативов и стандартов), разрабатывается и согласовывается настройка справочников и классификаторов системы в соответствии с сформулированными требованиями. При необходимости, принимаются решения об изменении существующихпрактик учета или функциональных моделей. По результатам этапа формируется подписываемый всеми участниками проекта внедрения документ, который описываетвсе выявленные проблемы и намечает пути их ликвидации. От качества проведенияданного этапа и полноты подготовленного документа часто зависит успех всегопроекта внедрения КИС вцелом.

    2. Построение информационно-функциональной модели деятельности предприятия, описание и оптимизация процессов, подвергающихся автоматизации. Моделирование бизнес-процессов предприятия крайне желательно, так как оно позволяет хорошо подготовиться к внедрению. Моделирование должно проводиться хорошо обученными сотрудниками предприятия-заказчика с привлечением высококвалифицированных консультантов и с привязкой созданной модели к стандартам бизнеса и к будущей системе.

    3. Адаптация КИС на предприятии. В ходе этапа производится настройка системы в соответствии с планом проекта внедрения и тестирование отдельных модулей и функций группой внедрения. На данном этапе также очень важно наличие корпоративных стандартов, так как именно они являются основой настроек системы.

    4. Опытная эксплуатация корпоративных информационных систем. Осуществляется для того, чтобы заказчик убедился в полном соответствии функциональности, полученной в результате настройки системы, требованиям предприятия. На этом этапе сохраняется двойной ввод данных в старую и новую системы. В ходе опытной эксплуатации: генерируются стандартные отчеты (с помощью КИС и обычными способами) и производится верификация данных; система постепенно вводитсяв эксплуатацию, по отдельным участкам учета или управления; документируютсяинструкции по ведению рабочих мест и корректируются должностные инструкцииучастников учетного процесса и т. д. В отдельных подразделениях предприятияв систему вводятся фактические данные (в ограниченном объеме) и последовательнотестируются бизнес-функции путем моделирования реальных ситуаций деятельности предприятия (в условиях, максимально приближенных к действительности). Отрабатываетсявзаимная работа подразделений на основе тестовых пилотных примеров. Конечныепользователи обучаются работе с настроенной системой непосредственно на своихрабочих местах. При этом, должна уже быть установлена и настроена система разграничениядоступа конечных пользователей к информации. Обучение проводится членами группывнедрения - сотрудниками предприятия-заказчика. После обучения конечных пользователей отрабатывается интегрированный пилотный пример и полностью моделируется всядеятельность предприятия. На основе результатов выполнения пилотного примераруководством предприятия принимается решение о переводе КИС в промышленнуюэксплуатацию. Затем составляется план перевода внедряемой КИС в промышленнуюэксплуатацию и определяются процедуры работ и специальный график перехода конечныхпользователей на работу в новой системе.

    5. Ввод корпоративной информационной системы в промышленную эксплуатацию.

    6. Сопровождение промышленной эксплуатации.

    Причины неудачных внедрений КИС

    В настоящее время опыт внедрения корпоративных информационных систем (как западных, так и отечественных) на российских предприятиях насчитывает многие десятки примеров. Следует сказать, что не всегда внедрение КИС было успешным и принесло предприятию ощутимую финансовую выгоду.

      Основные причины неудачных внедрений корпоративных информационных систем заключаются в следующем:
    • явная недооценка руководством и сотрудниками предприятия-заказчика (участвующимиво внедрении) сложности процесса внедрения КИС;
    • слабая организация выполнения проекта внедрения корпоративных информационных систем и отсутствие реальной поддержки со стороны первых лиц предприятия;
    • неготовность руководства заказчика (и самого предприятия, в целом) к конструктивным структурным изменениям и оптимизации процессов деятельности предприятия;
    • включение в группу внедрения сотрудников исключительно службы АСУП, а не высококвалифицированных представителей автоматизируемых подразделений.

    Заключение

    Рассмотренные выше принципы внедрения КИС на предприятии являются базовыми и, естественно, могут быть дополнены и расширены. В последующих статьях цикла будут подробно рассмотрены конкретные примеры внедрения различных корпоративных информационных систем (отечественных и западных) на российских предприятиях.

Истории успеха

История успеха

Клиенты о решениях



Rambler's Top100 Яндекс.Метрика