САПФИР-ИП (ипотечное покрытие)

Функциональный модуль «Ипотечное покрытие» был разработан для проекта внедрения автоматизированной системы "САПФИР-СД" в депозитарном центре «Газпромбанк» (Открытое акционерное общество), который завершился весной 2014 года. Модуль обеспечивает высокий уровень технологической поддержки работы сотрудников специализированного депозитария, работающих с ипотечными покрытиями облигаций и ипотечными сертификатами участия (ИСУ).

Функциональность модуля «Ипотечное покрытие» опирается на многолетний опыт практических специалистов, что является залогом для успешной эксплуатации решения. Система даёт возможность вести реестр ипотечного покрытия согласно действующему законодательству, учитывать все виды имущества, выполнять контрольные функции управления активами, вести регламентированные журналы, формировать квартальную отчётность для Банка России и поддерживать регламентные процедуры.


Функциональность решения

Модуль «Ипотечное покрытие» позволяет специализированному депозитарию обеспечить решение широкого спектра задач своей профессиональной деятельности:

  • Проведение работы с различными ипотечными покрытиями в одной базе данных.
  • Осуществление предварительного и текущего аудита пула закладных (список проверок представлен в приложении).
  • Хранение описания предшествующих кредиторов и учёт принадлежности прав на имущество.
  • Хранение описания ипотечных ценных бумаг и проведение расчёта размеров купонных выплат по облигациям выпуска, частичного погашения номинальной стоимости облигаций, выплат доходов владельцам ИСУ.
  • Формирование реестра ипотечного покрытия по состоянию на любые дату и время.
  • Регистрация и учёт документов.
  • Учёт операций по внесению сведений в реестр покрытия.
  • Учёт операций по включению имущества в состав покрытия (в т.ч. операций по замене одного вида имущества на другое).
  • Учёт операций по изменению сведений об имуществе, входящем в состав покрытия. 
  • Учёт операций по исключению имущества из состава покрытия (в т.ч. операций по замене одного вида имущества на другое).
  • Учёт операций по приходу и списанию денежных средств на счетах покрытия.
  • Учёт резервов на счетах покрытия.
  • Учёт судебных решений по закладным.
  • Расчёт вознаграждения специализированного депозитария и других контрагентов Эмитента (или Управляющего).
  • Ведение списка владельцев ИСУ.
  • Обеспечение полного цикла обслуживания закладных (в т.ч. приём платежей, пересчёт планов погашения долга согласно различным видам алгоритмов, хранение истории).
  • Формирование регламентированных журналов.
  • Формирование журнала уведомлений пользователя о приближении сроков наступления того или иного события (в т.ч. возникновения нарушения).
  • Расчёт плана погашения долга закладной на любую дату.
  • Нестандартная смена плана погашения долга и/или реструктуризация задолженности.
  • Автоматический расчёт оснований для замены закладной или её исключения из размера ипотечного покрытия.
  • Учёт операций по приёму/снятию/временному снятию с хранения закладных в депозитарии.
  • Расчёт и сверка оценочной стоимости закладных для ипотечного покрытия ИСУ.
  • Автоматический контроль соотношений для размера ипотечного покрытия.
  • Автоматический контроль законодательно определённых параметров (сведения о закладных, сроки публикаций информации, сроки выплат купонов или доходов владельцам ИСУ и т.д.).
  • Формирование журнала нарушений.
  • Формирование квартальной отчётности для предоставления Банку России.

Гибкость системы

Модуль «Ипотечное покрытие» наследует гибкость системы «САПФИР-СД», построенной на новейшей бизнес-платформе Microsoft Dynamics NAV. Функциональность модуля включает в себя инструменты для точной настройки системы под требования заказчика: выбор алгоритмов расчёта планов погашения долга; импорт данных из используемого в организации формата; простая настройка шаблонов для выгрузки уведомлений о выполнении распоряжений Эмитента (или Управляющего), а также справок о размере покрытия и т.п.

Реализована функциональность для сценариев, не являющихся «стандартными» или редко встречающихся в практике работы спецдепа:

  • Обслуживание закладных Эмитента (или Управляющего) одновременно несколькими сервисными агентами, каждый из которых может использовать различные алгоритмы расчёта плана погашения долга закладной.
  • Перевод части закладных покрытия на другой алгоритм расчёта плана погашения долга начиная с определённой даты.
  • Включение в состав покрытия такого вида имущества как ипотечные сертификаты участия другого ипотечного покрытия. Их учёт в размере покрытия, изменение стоимости, исключение из состава покрытия.
  • Учёт закладных, залогодателями по которым являются юридические лица.
  • Учёт закладных, залогом по которым являются несколько различных объектов недвижимости.
  • Прекращение ведения реестра ипотечного покрытия (в т.ч. для передачи его другому специализированному депозитарию).
  • Погашение выпуска ипотечных облигаций.
  • Смена Управляющего ипотечным покрытием ИСУ.

Комфортность работы

При создании модуля «Ипотечное покрытие» большое внимание было уделено задаче обеспечения требуемого уровня производительности при работе с существенными объёмами данных. Благодаря реализованному решению, такие сложные и ресурсоемкие задачи, как построение реестра или учёт платежей заёмщиков, оптимизированы для высокой производительности и скорости выполнения.

Следует отметить, что проведение ресурсоемких операций осуществляется в «фоновом» режиме с отображением процесса выполнения (Progress Bar) и ни коим образом не «тормозит» работу пользователей.

Система разработана с учётом пожеланий специалистов к эргономике работы. Доступ ко всем операциям осуществляется через соответствующие разделы панели навигации. При этом у пользователя остаётся возможность изменения любого раздела под свои нужды. Представление справочников и документов (видимость полей, столбцов, опций и пр.) легко настраивается по желанию пользователя без участия администратора системы.

В целях минимизации ошибок предусмотрено множество проверок значений, вводимых пользователем при заведении операций. В случае ввода некорректных данных выдаётся сообщение-предупреждение с детальным описанием ошибки.

При импорте информации из внешнего источника, системой предоставляется файл протокола загрузки данных с детальным описанием всех произведённых проверок и списком выявленных нарушений или замечаний.

Безопасность системы

Модули системы САПФИР-СД успешно прошли регламентные испытания при внедрении в крупнейших специализированных депозитариях России для получения разрешения на эксплуатацию от подразделений отвечающих за информационную безопасность компаний.

Во всех функциональных модулях системы предусмотрена сквозная функциональность, поддерживающая безопасность использования:

  • Детальное описание пользователей и их ролей.
  • Настройка протокола изменений.
  • Ведение Журнала аудита.
  • Проверка целостности данных.

Проверки при аудите закладных (Приложение)

  1. Соответствие структуры предоставляемых данных в сравнении с утвержденными форматами.
  2. Проверка на наличие закладной в другом покрытии.
  3. Соответствие суммы основного долга закладной, процентов и всех издержек заявленной номинальной стоимости закладной.
  4. Наличие комбинированного договора страхования (страхование предмета и ипотеки и жизни и здоровья заемщика).
  5. Проверка признака наличия страхования на весь срок закладной.
  6. Проверка по сумме страхового обеспечения, которая должна быть не менее суммы кредита + Х процентов (где Х – задаваемый параметр).
  7. Проверка на сумму страхового обеспечения не ниже фактического остатка основного долга по закладной.
  8. Всевозможные проверки предоставленного плана-графика на корректность заполненных значений с автоматическим достраиванием/перерасчетом графика при необходимости:
    1. Несоответствие количества строк графика сроку кредита.
    2. Нарушение последовательности нумерации платежных периодов графика.
    3. Сверка правильности дат начала и окончания платежных периодов по графику.
    4. Проверка правильности расчета планового остатка ссудной задолженности (основной долг + проценты).
    5. Проверка правильности расчета аннуитета.
    6. И др.
  9. Проверка наличия оценочной стоимости предмета ипотеки в предоставленных данных.
  10. Соотношение суммы кредита и оценочной стоимости не менее Х процентов (где Х – задаваемый параметр).

Скриншоты