Простая консолидация финансовой отчётности группы компаний на базе SAP Business One
SAP Business One обладает полноценной функциональностью, позволяющей закрыть большинство вопросов при финансовой консолидации холдинга как в МСФО, так и в РСБУ. Эта функциональность облегчает процесс консолидации настолько, что при изначальной корректной настройке становится возможным провести ее в автоматическом режиме за один день.
Для примера мы рассмотрим, как SAP Business One справляется с тремя «драконьими головами» (трудностями процесса) консолидации: незавершённые транзакции, исключения внутригрупповых транзакций и расчёт мультиуровневой консолидации с учётом доли меньшинства.
Незавершённые транзакции
Когда дочерние компании вступают в финансовые отношения между собой (например, пересылают друг другу денежные средства), каждая из них должна сделать соответствующую проводку (документ). «Незавершённые» транзакции возникают, когда между этими проводками есть рассогласование: например, одна компания выслала деньги (банк списал их со счёта отправителя), а вторая ещё их не получила (деньги находятся в пути, банк ещё не перевёл их на счёт получателя).
При ручной консолидации потребуется сверять все транзакции между компаниями: каждая из них вышлет другой список своих внутригрупповых транзакций, и бухгалтеры проверят их вручную.
В SAP Business One же есть отчёт, который так и называется: «Незавершённые внутригрупповые транзакции». Система отслеживает все внутригрупповые проводки, и, если у одной из сторон нет зеркальной записи, включает эту проводку в отчёт. Теперь бухгалтерам просто нужно проработать все транзакции из отчёта и «обнулить» его.
Дополнительно, эта операция будет облегчена тем, что при создании внутригрупповых транзакций, система автоматически создаёт зеркальные проводки. Бухгалтерам принимающих компаний остаётся лишь принять их в системе, либо отвергнуть. Это значит, что фактически операция по «завершению» транзакций сводится к проверке того, что все автоматически созданные зеркальные внутригрупповые транзакции были успешно приняты.
Исключение внутригрупповых транзакций
Очевидно, что если одна дочка головной компании что-то продаёт другой, то, с точки зрения холдинга, никаких продаж не происходит. Поэтому все внутригрупповые транзакции необходимо исключить из отчётности. К таким транзакциям относятся:
- Внутригрупповые активы и обязательства, например, товары, основные средства, дебиторская и кредиторская задолженность, займы выданные и займы полученные.
- Внутригрупповые доходы и расходы, например, проценты полученные и уплаченные при внутригрупповых займах, внутригрупповая выручка и затраты на внутригрупповые покупки.
- Нереализованные прибыли и убытки, возникающие при продаже основных средств или материалов внутри группы по стоимости, отличной от баланса.
При ручной консолидации, бухгалтеру потребовалось бы учесть все эти проводки и ввести элиминирующие проводки для консолидированной отчётности.
A SAP Business One исключает эти транзакции автоматически. Бухгалтеру нужно только проверить, что все внутригрупповые транзакции помечены как таковые: например, при продаже контрагентом указана внутригрупповая компания.
Мультиуровневая консолидация, учёт доли владения и доли меньшинства
Группы компаний имеют определённую иерархию, которая выстраивается по структуре собственности компаний в группе. Эта иерархия может иметь несколько уровней, и иметь в своём составе компании в частичной собственности. В зависимости доли владения для консолидированной отчётности применяют разные методы расчёта. Также, для компаний, частично находящихся во владении необходимо указать «долю меньшинства». Доля меньшинства — это та часть чистых активов и чистых результатов деятельности компаний группы, которая приходится на долю миноритарных акционеров или дольщиков.
Консолидация вручную начинается «с низов» и последовательно поднимается вверх. Если компаний много и их структура собственности сложна, процесс консолидации может занять много времени и иметь риск ошибок.
В SAP Business One мультиуровневая консолидация и учёт долей меньшинства – это просто. В настройках указывается структура собственности групповых компаний и доли их владения. После чего система консолидирует все суммы автоматически.
При этом в системе предусмотрена возможность консолидации операций в разных валютах и с разными планами счетов.
Преимущество SAP Business One
Мы увидели выше, что SAP Business One решает большинство проблем при консолидации . И это позволяет сделать то, что невозможно при ручной консолидации, а именно: проводить консолидацию в автоматическом режиме, например - каждый месяц.
Для того чтобы получить эти преимущества, каждая компания холдинга должна использовать SAP Business One для бухгалтерского учёта. РСБУ и налоговый учёт в России не станет преградой – наши клиенты могут подтвердить, что SAP Business One справляется с ведением бухгалтерии по российскому стандарту бухучёта и сдачей отчётности в государственные органы.
Внедрение консолидации внутригрупповых операций
Компания ЦМД-софт готова помочь Вам внедрить решение Intercompany Integration Solution для консолидации внутригрупповых операций на основе ERP платформы SAP Business One. Все наши работы мы можем производить дистанционно.